И будем жить дальше!

Проблемы детей

Доктор КалабановОчень многие серьезные детские проблемы и даже болезни маскируются под банальную лень. Жалобы на лень — одни из самых частых, с которыми обеспокоенные родители обращаются за консультацией к детским психиатрам и психологам.

Лень у взрослых часто находит конкретное оправдание – переутомление в результате сложных отношений на работе, неудобного графика работы, раздражают сослуживцы и начальники, не дают заработать, повышенные нагрузки и т.п. и называют ее благородным именем – устал. Но кроме этого они не хотели бы говорить о переедании, употреблении спиртных напитков, курении, мало подвижном образе жизни, лежании под телевизором и т.п.

Детская и подростковая лень у взрослых не находит оправданий и эту болезнь они выколачивают из ребенка окриками, требованиями, наказаниями. Очень часто родители, предъявляющие сыну или дочери претензии по поводу лени, не обращают внимания на то, что ребёнок, не интересующийся, скажем, учёбой, всеми способами увиливающий от уроков, просто не имеет собственной мотивации к этому достаточно трудоёмкому делу.

Но если то, чем ребёнок занимается, ему интересно, важно, лень куда-то исчезает, появляются силы, улучшаются оценки.
Повторимся: поведение, производящее впечатление банальной лени, может маскировать астенические последствия перенесённой болезни, хронической инфекции, авитаминоза, ряда психических расстройств.

Так, многие пациенты, страдающие астенией или депрессией, нередко вместо помощи и понимания со стороны родственников слышат от них упреки: «Что ты лежишь, почему ничего не хочешь делать?» А человек болен — он и рад был бы заняться делом, но не в состоянии и нуждается в консультации врача и лечении, а никак не в «перевоспитании». Такие не очень легко распознаваемые формы депрессии особенно характерны для детско-подросткового возраста, когда ребёнку и самому-то трудно разобраться, что же с ним происходит, да и не всегда хочется «изливать душу» перед старшими.
В таких случаях самым грамотным поступком для родителей станет обращение к специалисту.

Советы Доктора Калабанова

Консультируя ленивых детей, я нахожу удивительную картину идентичности лени с ленью у взрослых, но дети не умеют объяснить своих состояний и переживаний, а родителям и в голову не приходит мысль, что ребенка надо лечить, а не палками выколачивать лень. Если быть внимательными, то лень выявляет признаки определенного болезненного состояния, которые при детальном рассмотрении вполне понятны. В преобладающем большинстве лень удается преодолеть без применения лекарств. Вот какие проблемы может скрывать лень:

Нарушенный режим сна и бодрствования. Причин для снижения работоспособности и лени более чем достаточно у детей, не отдохнувших за ночь. Если не было полноценного сна, то с чего будет полноценное бодрствование? Среди причин, мешающих сну, могут быть – трудность засыпания от вечерних перевозбуждающих впечатлений (родительские воспитательные назидания, телевизионные не детские передачи, затянувшиеся проблемы с уроками – «до ночи», увлеченность компьютерными играми и интернетом …). Днем такие дети с трудом включаются в учебные программы, медлительны в восприятии изучаемого материала, встречают сложности в сообразительности, снижается успеваемость, а, несовершенство прожитого дня оставляет в ребенке чувство обиды и вины. Если такая система сохраняется две недели, то появляются болезненные состояния угнетения работы центральной нервной системы, которые продолжают усложняться, если не внести необходимые поправки немедленно. Часто у таких детей снижается иммунитет, и они становятся подверженными различным заболеваниям, что еще больше ослабляет организм. К сожалению, бывают и более нелепые помехи для засыпания: занимаются физическими упражнениями перед сном, пьют свежезаваренный чай, читают эмоционально волнующие книги и т.п.

Переутомление. В настоящее время родители понимают, сколь необходимо качественное и разностороннее образование, кто будет это оспаривать? Но если не учитывать особенности конкретного ребенка, то сопротивление родительским ожиданиям и лень проявят себя в полной мере. День такого ребенка расписан по минутам – школа, обед, занятия с репетитором, музыкальные занятия, тренировка, подготовка домашних заданий, ужин, дополнительное чтение заданной литературы, порой нет времени на неформальные отношения с друзьями. В постель он падает и засыпает, но сон через две недели таких нагрузок будет несовершенным, и придут знакомые расстройства ленивости. А ожидаемый рост знаний и умений, заканчивается протестным поведением ребенка – пропуски, прогулы, обманы…

Детские страхи. Как правило, это удел детей с ослабленной нервной системой. Практически, они пребывают в постоянном ожидании беды. Страх перед родителями, что он не оправдает их ожиданий, страх перед учителем, что он поставит двойку, страх перед классом, что он будет выглядеть нелепым, и над ним будут смеяться, страх, что все забудет и начнет заикаться или, вдруг, покраснеет. На борьбу со страхами уходит так много сил, что таким детям страшно идти в школу, и они умоляют родителей, разрешить им не ходить в школу. Есть родители, которые не понимают такого поведения своего ребенка, считая его лентяем и просто трусом, подтрунивают над его страхами, убеждают его взять себя в руки. Подобные действия загоняют таких детей в еще больший страх, они начинают считать, что их не понимают, и тем самым, еще больше издеваются над ними.

Преждевременное включение «вентиля утомления». Школьник садится за подготовку домашнего задания, преодолевая внутреннее сопротивление и нежелание, что-либо учить. Еще до того как он сядет за рабочий стол, он испытывает недомогание в виде вялости, апатии, несобранности. Это прошлый опыт безуспешных попыток сделать уроки, включает защиту от неудач. Эти дети добросовестно могут сидеть над книжкой, водить глазами по строчкам, но спросите его, что он прочитал, что понял, не ответит. Спросите у него – «учил уроки?», он искренне ответит, что учил. Но попросите его показать домашнее задание или рассказать выученное, он будет «плавать» и уходить от ответа. На другой день в классе он прячется от возможности оказаться у доски, ему легче оказаться в кресле стоматолога, чем быть неуспевающим. Они любят прикрываться жалобами на плохое самочувствие.

Предневротические расстройства. «Совесть у тебя есть? Ты должен!» Гораздо чаще, чем хотелось бы, ко мне на приём приводили подростков, которых родители долго и безуспешно «лечили» призывами к сознательному долженствованию. И без того, не справляющегося с нагрузками больного, родители укоряют в лени. Рождающееся чувство вины приводит к еще большему нервному перенапряжению. Капризность и плохое настроение таких детей, скрывают так называемые, предневротические состояния - это своеобразная «зона перехода» от психического здоровья к болезни. Они провоцируются конфликтными ситуациями, эмоциональными («перенервничал») или интеллектуальными («перезанимался») перегрузками. Если ребёнок начинает жаловаться на усталость, вялость, разбитость, головные боли, на то, что трудно заниматься (нет сил, невозможно сосредоточиться, ничего не лезет в голову), выглядит раздражённым, плакси-вым, капризным, суетливым, не торопитесь сразу же всё сваливать на избалованность, якобы свойственную молодому поколению. Вас должны насторожить и потеря аппетита, неожиданное похудение, бледность, сонливость (вроде бы и спит подолгу, но все жалуется, что не выспался). Если на этой стадии оказать медицинскую, в том числе и психотерапевтическую, помощь, отправить на отдых, то до тяжёлой болезни дело не дойдет. Если же заставлять человека в таком состоянии продолжать активно функционировать, напрягая все силы, то предневротическое состояние постепенно перейдёт в более тяжёлое, которое придётся лечить активнее и дольше.

Последствия заболеваний. После того как ребенок перенесет какое-либо заболевание (ОРЗ, ангина, грипп, и т.п.) всегда присутствует последующая ослабленность организма и ему требуется определенное время для полного восстановления сил. Но школа и родители не видят в ребенке этих недомоганий, да и сам ребенок стремится наверстать упущенное. Но его сниженная работоспособность приводит к необходимости посидеть над книжками подольше. Стремление взять себя в руки еще больше напрягает его и теперь, к ослабленному после болезни организму, добавляется усталость от простых учебных нагрузок, которые до болезни были безпроблемными. Невольно родителям приходит в голову мысль, что за время болезни он разленился и не хочет браться за учебу.

Хронические болезни. К сожалению, ученики, пришедшие в первый класс, уже более 30% страдают различными хроническими заболеваниями, а в старших классах хрониками становятся более 90%. Эта известная врачам статистика говорит, что школа не прибавляет здоровья детям. К примеру, по мнению академика РАМН, вице-президента Ассоциации детских аллергологов и иммунологов России, Юрия Смолкина, аллергиями страдают 25-30% детей. 20 лет назад это число было в три раза меньше. Там, где в семьях детям оказывают достаточно внимания, эти хронические заболевания протекают более мягко и вовремя проводится профилактическое и противорецидивное лечение. И все-таки, терпеть физические страдания и не быть лентяем, трудно совместимые задачи. Попробуйте учить уроки, когда зудит тело, болит голова или живот, когда приходится терпеть другие телесные дискомфорты. Трудность этой проблемы еще и в том, что поведение, производящее впечатление банальной лени, может маскировать астенические последствия перенесенной болезни, хронической инфекции.

Депрессии. Родителям трудно представить себе, что в школьном возрасте такой недуг может случиться, а он встречается нередко, особенно в подростковом возрасте. Пациенты, страдающие депрессией, вместо помощи и понимания слышат в свой адрес упреки: «Что ты лежишь, почему ничего не хочешь делать?» Своего состояния такие больные объяснить не могут, и вывод напрашивается сам собой – значит, он просто лентяй. Нравоучения и воспитательные меры могут только усугубить состояние больного. Хочу предупредить родителей, если ваш ребенок что-то стал молчаливым, настроение безрадостное, неохотно откликается на приглашения друзей вместе погулять, долго делает уроки, плохо ест, в движениях стал медлительным, то без врачебной помощи не обойтись. Тем более надо быть внимательным, если он стал задавать вопросы о смысле жизни, есть ли жизнь после смерти и т.п. Консультация врача психиатра или психотерапевта категорически обязательна.

Последствия черепно-мозговых травм. Очень часто дети в пылу своих разборок и баталий получают черепно-мозговые травмы, родителям об этом они не говорят-«с кем не бывает, подумаешь, подрались», или он просто упал и ударился головой – «стоит ли об этом говорить?» Ребенок промолчал, а родители не заметили признаков легкого сотрясения головного мозга. Но врачам известно, что астенические последствия черепно-мозговой травмы могут проявиться через несколько дней и сохраняться до двух месяцев. Попытки «взять себя в руки» приводят к ухудшению самочувствия и «лени».

Весенний авитаминоз. В семьях, где питание недостаточное, а в наши дни такое случается не редко, дети резко чувствуют недостаток витаминов и микроэлементов, что незамедлительно сказывается на снижении работоспособности и активности.

Воздействие токсических веществ. Пивной алкоголизм в школах не редкость. Курение многие считают совершенно безобидным увлечением. Анаболики. Клей. Наркотики. К вину многие уже так пристрастились, что алкоголизм имеет уже психотические утяжеления…

Психиатрия. К сожалению, не всем известно, что за лень можно принять и так называемую редукцию энергетического потенциала, характерную для расстройств шизофренического круга. При этом снижается не только мотивация к психической дея-тельности, но и её продуктивность, нередко утрачиваются знания и умения, усвоенные пациентом давным-давно, блекнет интерес к окружающему (не только к бытовым или школьным делам, но и к прежним увлечениям), появляются повышенная утомляемость, раздражительность.

• Последствия диет для похудания. Молодой, растущий организм, нуждается в правильном режиме питания и достаточно калорийной и витаминизированной пище. А требования моды навязывают ограниченное питание, и увлечение частичным голоданием приводит к нарушениям обмена веществ. «Голодный» мозг трудно заставить работать. Для девочек это может быть началом тяжелых расстройств, и проблемы школы могут оказать неглавными, необходимо спасать жизнь.

Последствия спортивных перегрузок. Современный спорт требует от ребят интенсивных занятий, без полной отдачи на тренировках хороших результатов не получишь. После таких нагрузок об уроках говорить нет сил, а, тем более, заниматься ими. Появившееся желание у мальчиков побыстрее «накачать фигуру», чаще заканчивается тем, что одни утрачивают к этому интерес, и продолжают свое образование. А другие в ущерб школьным программам, «добиваются» своих результатов в фигуре, но значительно отстают от своих сверстников в школе. Тем более это проявляется, если по совету «знатоков» использовались допинговые препараты.

Гипердинамия. О таких детях говорят, что они и минуты на месте посидеть не могут. Если они делают уроки, то успевают кошку задеть, попить, поесть, заглянуть в окно, посмотреть телевизор, позвонить другу, поиграть, не откажется вынести мусор и т.п. Да, это так!

Протестное поведение Для кого-то лень способна играть роль своеобразной психологической защиты. Не все могут и умеют отказаться от неинтересной, неприятной, чересчур сложной и даже заведомо невыполнимой работы. Тогда на помощь приходит матушка-лень. Ссылаясь на нее, «лентяй» откладывает дело как можно дальше с тайной надеждой, что, потянув время, им вообще заниматься не придется. Хотя, конечно, нет ничего хорошего в стремлении перекла-дывать несделанное тобой на окружающих.

Несформированные цели и мотивации. Ярлык лентяя к некоторым детям приклеивается с удивительной легкостью. Очень часто родители, предъявляющие сыну или дочери претензии по поводу лени, не обращают внимания на то, что ребёнок, не интересующийся, скажем, учёбой, всеми способами увиливающий от уроков, просто не име-ет собственной мотивации к этому достаточно трудоёмкому делу.

Он искренне не понимает, зачем ему-то самому это нужно. Согласитесь, простого желания угодить родителям явно недостаточно. Особенно если требования старших завыше-ны и не соответствуют его возможностям, способностям, да вдобавок вместо похвал и понимания его всё время ругают родители и педагоги. В этой ситуации ярлык «лентяя» многим кажется весьма привлекательным — вдруг оставят в покое, ведь всё равно окружающие им недовольны. Решение проблемы в том, чтобы человек сам понял, что именно он делает и для чего ему это нужно. Бессмысленная же деятельность «из-под палки» ничего, кроме отвращения и стремления избежать ненужной перегрузки, вызвать не может. И наоборот, если то, чем ребёнок занимается, ему интересно, важно, лень куда-то исчезает, появляются силы, улучшаются оценки. Невозможно заставить быть трудолюбивым с помощью угроз и шантажа. Рано или поздно человек, с которым так обращаются, взбунтуется. При этом форма протеста может быть разной (слёзы, гнев, ложь, болезнь, бегство), но сутью будут испорченные отношения с «надсмотрщиком». Разве вы этого хотите?

Как сформировать мотивацию, если она не выработалась сама? Многие жалуются, что сын или дочь не помогают по дому. Но ведь можно просто «закрепить» за ними опре-делённые домашние обязанности и настаивать на их выполнении (ходить в магазин, выбрасывать мусор, забирать младших из детского сада). Имейте в виду, поручения должны быть конкретными, выполнимыми, действительно нужными, а не придуманными из воспитательных целей. За сделанное обязательно нужно благодарить, подчеркивая, что хлеб куплен свежий, картошку вам самой было бы тяжело дотащить, а поход в садик не позволил бы вовремя приготовить ужин. Хвалить имеет смысл только искренне и дозировано, преувеличенное расхваливание раздражает человека даже сильнее, чем игнорирование его заслуг. Что касается поощрения, то оно необходимо. Ребёнку младшего возраста лучше открыто сказать, что, разгрузив вас, он получил возможность, например, подольше побыть в зоопарке, сходить с вами в кино (у вас же освободилось для этого время). С теми, кто постарше, уже имеет смысл побеседовать о разделе домашних дел «по честному».

Гиперопека Иногда мы сами приучаем детей лениться, излишне ограничивая их активность в раннем возрасте (чаще этим грешат мамы и бабушки). «Давай помогу», — постоянно твердят старшие и убирают за малыша игрушки, кормят его, одевают, делая всё необходимое намного быстрее и аккуратнее. Но, к сожалению, таким способом они нередко гасят инициативу ребёнка, вырабатывая у него привычку ожидать, что за него всё сделает кто-то другой.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

Если ваш ребёнок постоянно пытается уклониться от домашних дел, учёбы, попытайтесь понять, по силам ли ему предъявляемые требования.

- Часто ли вы хвалите или благодарите за сделанное того, кого считаете ленивым. Трудно с увлечением заниматься делом, которое никто не ценит и не замечает.

- В тех случаях, когда педагоги говорят о внезапно возникшей лени вашего ребёнка, попробуйте выяснить все подробности, не торопитесь ругать и наказывать.

- Возможно, именно сейчас он нуждается в помощи (психологической, медицинской, дополнительных занятиях или, наоборот, освобождении от учёбы, наконец, просто в ваших советах или поддержке), а лень — сигнал бедствия, который вам необходимо заме-тить.